Анализ на С-реактивный белок

1500 руб.

С-реактивный белокНачало воспалительного процесса способствует запуску иммунных механизмов в крови, что влечет за собой изменение ее состава. Одним из маркеров воспаления считается повышение уровня С-реактивного белка (СРБ). В человеческом организме всегда идут процессы борьбы с микроорганизмами, поэтому минимальное количество С-реактивного белка присутствует всегда. Но этого белка настолько мало, что он не всегда выявляется даже на современном оборудовании. В случае если его количество повышено значительно, это свидетельствует об острой фазе воспалительного процесса.

Вы можете сдать кровь на СРБ в манипуляционном кабинете ЕС-Клиники.

Как только результат будет готов, вы получите его по электронной почте. Также взятие крови проводится на дому или в любом удобном для вас месте, например, в офисе или на даче.

Что из себя представляет анализ на СРБ

С-реактивный белок – сложный полисахарид. Он назван так потому, что реагирует со стрептококковым полисахаридом, связывая бактерии, и не позволяя им проникнуть в кровоток. Также происходит их подготовка для последующего уничтожения иммунной системой.

Данный анализ является неспецифическим – значит невозможно по результату сказать в каком органе происходит воспаление, но он показывает наличие самого процесса, а также степень его интенсивности. Наряду с анализом на СОЭ (скорость оседания эритроцитов) и на количество лейкоцитов, он используется для быстрого выявления острых воспалительных процессов в организме.

Анализ С-реактивный белокПричинами его повышения уровня СРБ могут служить:

• бактериальные или грибковые инфекции;
  • вирусные заболевания, такие как ОРВИ, грипп и другие;
  • повреждения структуры тканей и органов – травмы или хирургические операции;
  • опухоли и метастазы;
  • аутоиммунные процессы (повреждения клетками иммунной системы организма собственных тканей и органов) - васкулит, ревматоидный артрит и др;
  • инфаркт миокарда.

В норме СРБ не превышает 10 мг/л, и этот показатель не зависит ни от пола, ни от возраста пациента. Сам белок служит инструментом иммунной системы в борьбе с различными патогенами. Но он имеет побочное свойство – способствовать реакции осаждения жиров (в частности, холестерина) на стенки сосудов, что негативно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой системы.

Методы определения СРБ

В основном СРБ определяют методом иммунно-ферментного анализа (ИФА). В отличие от анализа на СОЭ, анализ на СРБ является более точным маркером воспаления. Это происходит потому, что СРБ на ранних стадиях воспаления проявляется сразу, а скорость оседания эритроцитов меняется спустя некоторый период времени. После прекращения воспалительного процесса СРБ опускается до нормы практически сразу, а СОЭ опускается медленно, и остается повышенным еще некоторое время.

Также на СОЭ влияет пол, возраст и некоторые другие параметры, на СРБ они влияния не оказывают.

Анализ на С-реактивный белок выполняется в лаборатории, в случае необходимости он будет готов менее, чем через час, что позволяет провести экстренную диагностику в тяжелых случаях.

Когда назначают анализ на СРБ

Анализ на СРБАнализ на СРБ проводится в случае подозрения на скрытые воспалительные и опухолевые процессы, а также аутоиммунные заболевания. Также выброс С-реактивного белка позволит отличить инфаркт миокарда от обычного сердечного приступа – в случае инфаркта происходит повышение показателя. При опухолевых процессах будет наблюдаться хроническое повышение СРБ.

При аутоиммунных заболеваниях уровень С-реактивного белка поднимается значительной мере во время острой фазы, и опускается практически до нормы в фазах ремиссии.

Также анализ может выявить наличие хронических и вялотекущих очагов воспаления, которые не беспокоят пациента. Если же нет воспалительных и аутоиммунных процессов, повышение СРБ указывает на наличие патологических изменений в сосудах.

Как подготовиться к исследованию

Кровь на СРБ сдаётся преимущественно утром, так как в течение дня могут произойти изменения, связанные с образом жизни, которые могут привести к ложноположительному результату.

Чтобы исследование было точным нужно:

• Анализ сдавать натощак – после последнего приёма пищи не менее 8-12 часов.
  • Весь день до анализа питаться легкой пищей, особенно на ужин. Исключить: острую, белковую в избытке, копченую, жирную и прочую тяжелую пищу.
  • За 12 часов исключить кофе, крепкий чай и другие стимулирующие напитки.
  • Не употреблять алкоголь минимум за сутки. Не курить минимум 3-4 часа до анализа, в том числе и электронные сигареты.

Перед исследованием также рекомендуется избегать стрессовых ситуаций. При повышенной физической нагрузке происходят микротравмы мышц, на которые организм реагирует как на воспаление, поэтому интенсивные тренировки крайне нежелательны за несколько суток до взятия крови на анализ.

Воробьева Анастасия Алексеевна

Врач-оториноларинголог, кандидат медицинских наук

Илькаева Екатерина Николаевна

Врач-оториноларинголог, доктор медицинских наук