Детский невролог на дом

Детский врач-невролог занимается диагностикой и лечением заболеваний и нарушений центральной и периферической нервной системы у детей. Прием у невролога возможен с самого раннего возраста, ведь формирование нервной системы происходит в первые три месяца жизни. В это время важно не пропустить возможные отклонения и не допустить их осложнений.

На первом году жизни следует обязательно показывать ребенка неврологу не реже одного раза в месяц. Далее – раз в год или по мере необходимости. Некоторые отклонения в нервной системе могут длительное время ничем не выдавать себя, либо проявляться после перенесенных заболеваний. Своевременно диагностировать патологические процессы поможет опытный невролог.

Следует записаться на прием к детскому неврологу, если у ребенка обнаружились такие симптомы как отставание в речевом развитии, отставание в формировании двигательных навыков, плохой сон, повышенная возбудимость, энурез, плаксивость, низкие интеллектуальные способности (неусидчивость, плохое внимание, плохой почерк, отставание по школьной программе) и т.д.

Когда необходимо обратиться с ребенком к неврологу

Даже у самой заботливой мамы порой возникают сомнения относительно здоровья ребёнка, и именно тогда нужно сразу обращаться к врачу. Если малыш плохо засыпает, трясёт ручкой, теряет сознание, с такими симптомами обязательно следует показаться к врачу, так как они могут быть признаками серьёзных заболеваний. Врач невропатолог – один из главных докторов в жизни малыша.

В компетенции невролога диагностика и лечение болезней нервной системы. Среди них: различные невралгии, пороки развития, воспалительные заболевания головного мозга и т.д. Невролог исследует поведение ребёнка и сформированные навыки, на основании которых делает заключение о правильном развитии малыша. Будет ли человек социализирован, сможет ли находить контакт с людьми, и сможет ли вообще говорить и думать. За всё это отвечает именно нервная система, поэтому очень важно любые нарушения заметить и устранить вовремя.

Нервная система у ребёнка формируется постепенно. С каждым месяцем жизни малыш обретает новые навыки: учится говорить, слушать, сидеть, ходить, думать. В силу того, что каждый ребёнок развивается индивидуально (подчас, вне принятых медицинских рамок), отклонения в развитии можно заметить только на повторном приёме невролога. Российский Минздрав определил 4 возрастных этапа: 1, 3, 6 и 12 месяцев. Но даже если до следующего осмотра остается несколько недель, а у ребёнка появилась опасная симптоматика (повышенный тонус мышц, тремор (дрожание, подергивание), частое срыгивание, нарушение сна, постоянные истерики) – медлить нельзя, следует срочно показаться врачу.

Симптомы, которые должны насторожить родителей и стать поводом для внепланового обращения к врачу

У ребёнка дрожит подбородок

Дрожание подбородка во время плача у ребёнка до трёх месяцев считается нормой. Это происходит потому, что нервная система ещё не окончательно сформирована. Под действием простых эмоций нервные центры возбуждаются, и появляется легкий тремор. Другое дело, если у ребёнка дрожит подбородок в состоянии покоя, и появился этот симптом не сразу, а спустя несколько месяцев после рождения. Обратите внимание: параллельно с дрожанием подбородка могут быть и другие симптомы (частое срыгивание, повышенный тонус мышц, дрожание всей головки). Это распространенное явление, особенно, если были тяжелые роды, гипоксия, либо ребёнок родился недоношенным. И всё-таки, если вы заметили, что у малыша часто и подолгу дрожит подбородок, стоит рассказать об этом на приеме у невролога.

У ребёнка появился тремор (рук, ног)

Дрожание рук или ног – это симптом повышенной возбудимости, он также появляется из-за незрелости нервной системы. Появление этого признака без физической или эмоциональной активности ребёнка говорит о возможных серьёзных нарушениях. Тремор у ребёнка появляется при очень тяжёлых заболеваниях, таких как: энцефалопатия, энцефалит и др. Изучить состояние ребёнка, исключить патологию или вовремя предотвратить развитие болезни сможет только грамотный невролог на приёме.

Повышенный тонус мышц

Для новорождённых детей состояние, при котором тонус мышц пониженный или повышенный – абсолютно нормальное. Так бывает больше, чем у половины малышей. Обычно через несколько недель мышечная дистония проходит, и младенец начинает полноценно развиваться. Однако если тонус мышц остаётся повышенным или пониженным, спустя полгода, нужно забить тревогу. Мышечная дистония, если от неё не избавляться, приведёт к задержкам в физическом и психическом развитии. Например, из-за повышенного тонуса мышц в будущем у ребёнка может появиться гипервозбудимость, а из-за пониженного тонуса – искривиться осанка и даже нарушиться речь.

Пониженный тонус мышц

В отличие от повышенного тонуса (когда ребёнок может ручками бить себя или наблюдается кривошея), при пониженном, напротив, малыш вялый, неподвижный, часто лежит в позе лягушки. Это состояние также негативно отразится на здоровье ребёнка. Как правило, такие детки развиваются медленнее своих сверстников, позже начинают ползать и садиться, мало интересуются окружающим миром. К тому же этот симптом (наряду с частым скрещиванием ножек) может быть при ДЦП. Даже если это серьёзное заболевание врач не диагностировал, повышенный или пониженный тонус мышц обязательно нужно лечить. Тем более, что он легко поддаётся исправлению при помощи массажа и физиопроцедур.

Ребенок часто срыгивает

Первая и основная причина частого срыгивания у детей – переедание. В отличие от рвоты, этот процесс происходит легко, без фонтанирования, через небольшой промежуток времени после кормления, в объёме примерно 1-2 столовые ложки. Обычно срыгивание никак не отражается на здоровье малыша, просто его неокрепший организм избавляется от избытка пищи. Нужно выстроить правильную схему кормления по возрасту и этот симптом уйдёт. Но если срыгивания продолжаются долго, происходят в большом объёме, малыш не набирает вес, ведёт себя пассивно – это повод обратиться к специалистам.

Ребёнок теряет сознание

В таких случаях медлить нельзя, нужно сразу вызывать неотложную медицинскую помощь! В это время постараться оказать помощь малышу, отметить, как быстро он пришёл в себя, нарушилось ли дыхание, изменился ли цвет кожи. Потеря сознания – это очень тревожный симптом, он может сопровождать как вполне безобидные перегрев, обезвоживание, недостаток кислорода, так и крайне тяжелые заболевания: сахарный диабет, эпилепсию, астму, вегето-сосудистую дистонию и пр. В случае, когда ребёнок часто теряет сознание, понадобится консультация не только невролога, но и других специалистов.

У ребенка расширенные зрачки

У такого состояния причин может быть масса, начиная от плохого освещения в комнате, где ребёнок проводит основное время, заканчивая серьёзными патологиями. На приёме у невролога нужно объяснить, как давно расширились зрачки, меняется ли это состояние и от чего возникло. Предполагают, что у ребёнка могут быть расширенные зрачки после того, как он перенёс сильный испуг или стал свидетелем конфликта. Нервный срыв, стресс, сильная или частая головная боль – вызывают расширение зрачков. Также расширенные зрачки у ребёнка – один из признаков черепно-мозговой травмы. Помимо того, необходимо исключить глазные заболевания и гипоксию (кислородное голодание), поэтому профессиональное медицинское обследование крайне важно.

Частые истерики у ребенка

Не стоит списывать это состояние на сложный характер ребёнка. Безусловно, психологический аспект имеет место, особенно у 3-х летних детей, когда наступает первый возрастной кризис. Они ещё не способны чётко сформулировать желания, поэтому добиваются своего при помощи истерики, криков, битья руками. В этом случае помогут советы детского психолога. Но причиной постоянных истерик у ребёнка (особенно в возрасте до года) могут быть болезненные ощущения на фоне неврологических отклонений. Повышенное внутричерепное давление, гидроцефалия имеют в своих симптомах: истерики у детей, тремор, плохой сон. Не стоит думать, что всё пройдёт само собой, когда ребёнок вырастет. Серьёзные патологии могут обернуться тяжелыми последствиями, вплоть до инвалидности.

Плохой сон у ребенка

Часто дети плохо засыпают из-за перевозбуждения (сильные эмоции, новая обстановка, много людей вокруг, шум и ссоры в семье). Важно не укладывать ребёнка в таком возбуждённом состоянии, а добиться его полного успокоения с помощью расслабляющей ванны, тёплого питья и тесного контакта с мамой в уютной обстановке. Иначе из-за перевозбуждения сон будет беспокойный и прерывистый, в итоге ребёнок устанет ещё сильнее. Обязательно следует соблюдать режим, включая дневной сон, это поможет нервной системе малыша легче справляться с перегрузками. Но если ребёнок плохо засыпает, сон короткий, во сне малыш дёргается, а проснувшись, плачет – следует искать хорошего невролога. В ЕС-Клинике работают только высококвалифицированные доктора с огромным опытом. Врач невролог обследует ребёнка и выявит причину, из-за которой ребенок плохо засыпает.

Задержка речевого развития

В современном мире стремительно развивающихся технологий, дети с раннего возраста начинают знакомство с различной техникой (телевизор, планшет, смартфон и пр.) При этом моторная функция речи развивается позже, чем происходит контакт с гаджетами. Родителям важно не упустить время, чтобы отличить нежелание ребенка говорить от задержки речевого развития. Своевременная консультация детского невролога поможет скорректировать проблему развития речи.

Дорогие родители! Будущее вашего ребенка зависит от того, насколько внимательно вы отнесетесь к его здоровью и раннему развитию. Любое лечение необходимо проводить под контролем грамотного доктора. Лучше, если малыша будет наблюдать постоянный врач, который будет видеть развитие ребенка в динамике, знать его индивидуальные особенности и т.д. В ЕС-Клинике ведёт приём великолепный детский невролог, Заслуженный врач РФ Никитенок Галина Яковлевна, очень внимательный доктор с огромным опытом успешного оказания помощи маленьким пациентам.